Развитие творческой личности и творческих способностей – важная задача для педагогов. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста. Творчество начинается с желания создать что-либо своими руками. В кружки и объединения приходят дети с разным уровнем развития. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Посещая дополнительные занятия каждый ребенок может найти дело по душе, по интересу. Какой бы направленности не были студии или кружки, работа их отталкивается от интереса к делу, развивает трудолюбие, без которого невозможно достичь результата, вместе с тем раскрывает и творческий потенциал ребенка.
Декоративно-прикладное творчество играет большую роль в художественном образовании детей. Знакомство в яркой, доступной форме с декоративно-прикладным искусством закладывают в детях образные художественные представления, воспитывают эстетический вкус, развивают творческое начало, т.е. именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности. На занятиях дети учатся понимать, ценить искусство, чувствовать потребность в нем. Искусство становится необходимым для самопознания, выбора жизненного пути. Становится важным поддержать и направить ребенка на потребность мыслить, узнавать, постигать, изумляться. Именно искусство хранит закон универсального творчества, наивысшего мастерства. Создание красоты требует огромных усилий, напряжения ума и сердца.
Важнейшей задачей декоративно-прикладного творчества является творческое развитие детей, расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном, развитие способности понимать и чувствовать прекрасное в окружающей действительности.
Декоративно-прикладное творчество обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.
Развитие творческих способностей у детей – это задача не на один день. Сколько угодно можно призывать человека быть творческой личностью, творчески работать, но все это будет бесполезно.
Для того чтобы из задатков развились способности необходимо в качестве обязательного, непременного условия – удовольствие от деятельности, ярко выраженные положительные эмоции. Занимаясь в кружках, дети учатся решать различные, возникающие в процессе труда проблемы, творчески подходить к своему делу, вкладывая в свой труд душу. Очень важно создать эмоционально благоприятную обстановку в кружке для каждого ребенка и обеспечить его духовное развитие. Необходимо предоставить возможность каждому ребенку пережить радость творчества, испытать счастье и гордость за результаты своего труда.
Задача педагога не только выявить творческие способности обучающихся детей, но и развивать их, подобрав индивидуальный подход к каждому ребенку. Индивидуальный подход является одним из важнейших условий творческого развития ребенка. Через индивидуальный подход поддержать одаренных и талантливых детей, а также детей отстающих. Только индивидуальный подход может способствовать развитию творческих начал в ребенке, удовлетворению его духовных запросов. Педагог должен уважать личность ребенка, от природы все дети психологически разные, неповторимые.
Инструктор по труду Шенцель В.А.